Интересные факты

от Государственного академического оркестра солистов «Русские узоры»

 

Факт №1

О самом главном достижении оркестра.

 

Оркестр «Русские узоры» был единственным оркестром в России, в котором музыканты инструменталисты одновременно были мастерами изготовителями старинных духовых инструментов, а так же сольными концертирующими исполнителями на этих инструментах.

 

Также они организовали целый самостоятельный цех по изготовлению старинных духовых инструментов при Московской экспериментальной фабрике музыкальных инструментов.

 

Очереди на инструменты собиралась по всей России и из-за рубежа.

 

Музыканты оркестра, ставшие профессиональными мастерами - это Анатолий Астахов, Сергей Бутушин, Константин Буянов, Петр Ефремов, Александр Кожевников, Сергея Мишин, Сергей Бутушин, Вячеслав Краснобаев, Анатолий Рыбченков, Александр Ходотович, Владимир Семёнов.

 

Инструменты, сделанные мастерами оркестра «Русские узоры», в настоящее время представлены в постоянной экспозиции в музыкальном музее им. Глинки.

А. Кожевников,     С. Мишин,         А. Астахов

           К. Буянов

 

 

    В. Семёнов

.

    В. Краснобаев

___________________________________________________________________________________________________________________________________

Факт №2

От контрабаса до пикколо.

 

Оркестр «Русские узоры» является единственным оркестром в России и мире, в котором используются жалейки контрабас и жалейки пикколо.

 

Введение этих инструментов в использование помогло расширить тесситуру звучания жалеечных хоров.

 

Самая низкая жалейка в оркестре - это ми-контрабас, самая высокая - это соль-пикколо.

 

Жалейки таких уникально больших и уникально маленьких размеров были сделаны руками самих музыкантов. Особый вклад в инженерию жалеек пикколо внес Заслуженный артист России Анатолий Астахов. Он придумал уникальную «шахматную» (через палец) аппликатуру для жалейки пикколо.

Все жалейки пикколо, которые и сейчас иногда звучат на концертах оркестра «Русские узоры», сделаны его руками.

 

Другие музыкальные коллективы используют только басовые, альтовые и сопрановые разновидности жалеек.

Жалеечный «ряд» в оркестре «Русские узоры» состоит из 18 инструментов:

 

 Пикколо: соль мажор, ми мажор, ре мажор, до мажор

Сопрано: ля мажор, ля минор, соль мажор

Альтовые: фа мажор, ми мажор, ре мажор, до мажор

Басовые: ля мажор, соль мажор, фа мажор, ми мажор, до мажор

Контрабасовые: соль мажор, ми мажор
 

 ___________________________________________________________________________________________________________________________________

Факт №3

О том, как была возрождена русская жалеечная волынка.

 

В середине 70-х годов музыканты оркестра «Русские узоры» - мастера заслуженные артисты России Анатолий Астахов и Сергей Бутушин первыми в России восстановили русскую жалеечную волынку, по образцу, который хранился в Музее музыкальной культуры им. Глинки.

 

А в 1978 году композитором Александром Широковым было написано произведение «Пастухи играют», в котором используется звучание возрожденной волынки.

 

 

 

А. Широков "Пастухи играют"

 

Мастер Анатолий Астахов и русская волынка

 ___________________________________________________________________________________________________________________________________

Факт №4

О том, куда ставить-то...

 

Когда музыкальных инструментов, использующихся в концертных программах оркестра «Русские узоры» стало намного больше по количеству, чем самих музыкантов, то встал вопрос: а как же размещать их на сцене, чтобы и зрителям было их видно, музыкантам  удобно?

Вот в 1978 году и придумали специальные фиксирующиеся кольца-насадки с крючками для нотных пультов.

 

Этим приспособлением в оркестре пользуются до сих пор.