История Оркестра «Русские узоры»

    «Русские Узоры»… Ажурная вязь музыкальных тембров- домр, баянов, балалаек; сложный орнамент переплетающихся голосов, терпкое многоголосие старинных духовых инструментов.… Кажется, что сама русская природа звучит в концертном зале!
    Ныне принято, и не без оснований, сетовать на большие трудности в нашем современном культурном мире, но этот коллектив- Государственный Академический Оркестр Русских Народных Инструментов «Русские узоры» успешно проходит выпавшее на его долю испытание временем.

Бессменный руководитель оркестра с 1970 года Народный артист России

В.А. Зозуля

    Более 40 лет оркестр остается верным избранному пути - активной пропаганде русской народной музыки. Каждая встреча с ее многоцветьем несет людям светлую радость и жизненную энергию. Вот откуда атмосфера праздника, которая царит на всех без исключения выступлениях оркестра «Русские узоры».  В 1970 году созданный Владимиром Зозулей на основе учебного оркестра, профессиональный коллектив получил наименование «Русские узоры» и вошел в состав Московской государственной областной филармонии. Название оркестра – «Русские узоры», – именно так воспринимается творчество этого коллектива, пронизанное русской народной музыкой. Оно как бы соткано из узоров яркого сценического действа. В красочных русских костюмах музыканты играют на различных инструментах, поют, пританцовывают, создавая картины «Русского лубка». Оркестр возрождает традиции скоморохов, где один артист – «и чтец, и певец, и на дуде игрец». В этом заключается его неподдельная народность. Уникальность этого коллектива в том, что исполнители наряду с обычными инструментами оркестра русской музыки (домрой, балалайкой, баяном), используют до двухсот старинных малоизвестных, изготовленных самими музыкантами: духовых – жалеек, брелок, рожков, свирелей, свистулек; ударных – трещоток, барабанок, ложек, рубелей, хлопушек, кокошников и др.
     В начале пути, это был довольно ординарный по составу и творческому направлению коллектив, но уже тогда его постоянно ищущий руководитель присоединил к традиционным домрам, балалайкам и баянам флейту, гобой и трубу. Небольшой коллектив стал достаточно красочным, мобильным, уравновешенным по звучанию. Ему был по плечу самый разнообразный репертуар: от народной музыки, до классической и современной.
    С ним охотно стали выступать многие известный певцы, выросла его творческая репутация. В разные годы с оркестром работали: народные артисты СССР А. Иванов, А. Эйзен, А. Соловьяненко, народные артисты России Л. Сметанников, П. Глубокий, М. Миглау, Т. Тугаринова, Г. Калинина, З. Смольянинова, народный артист Украины В. Анисимов, популярные исполнители русских народных песен: народная артистка СССР М. Мордасова, Народные артистки России Е. Шаврина, Л. Рюмина, заслуженные артисты России Л. Барашков, К. Коток, Л. Трухина, Т. Петрова, В. Готовцева, В. Фтоменко, а также солисты филармонии: заслуженные артисты России Э. Маслова, В. Коршунов, Ю. Марченко, В. Поляков и многие другие. Приятные воспоминания у музыкантов оркестра вызывают периоды творческого содружества с известным исполнителем русских песен Б. Рубашкиным.
     Удостоиться награды на международном конкурсе - всегда большая честь и для отдельных исполнителей и для коллективов. Но «Большая золотая медаль», которую оркестра получил в 1972 году на фестивале искусств в г. Халле (ГДР) –нечто большее, чем свидетельство мастерства и таланта. Эта награда еще раз подтвердила огромный творческие возможности оркестра «Русские узоры». В 1973 году оркестр получил диплом лауреата на Всесоюзном фестивале молодежи, в 1974-м – ему присвоена премия Комсомола Подмосковья, а в 1980 году премия Ленинского комсомола.
    Однако коллективу хотелось своего, нового слова, своего пути… Богаты и совершенны возможности флейты, гобоя, тубы… А вот с первой же кустарного изготовления жалейкой пришлось изрядно повозиться: рассыхался и трескался тростниковый пищик, строй инструмента страдал неустойчивостью. Возникали сложнейшие проблемы приобретения самобытных народных инструментов, их ремонта, наконец обучения игре на них, но решение было принято: оркестр должен быть максимально приближен к фольклорному и по составу, и по репертуару, и по исполнительской манере.
    Как ни странно, но дорогостоящие инструменты в то время было купить проще, чем скромную свирель или трещотку. Но ведь было время, когда народ сам мастерил свои инструменты? И вскоре появились свои энтузиасты- изобретатели, не только повторившие по старинным образцам ряд инструментов, но и усовершенствовавшие их. По настоящее время мастера-музыканты А. Кожевников, В. Краснобаев продолжают создавать музыкальные инструменты для коллектива.
     Руками музыкантов А. Астахова и С Бутушина была создана уникальнейшая волынка, инструмент, который теперь встретишь разве что в музее. Они же изготовили ряд оркестровых разновидностей жалеек: от пикколо до теноровых. В конструкцию были внесены важные усовершенствования, значительно улучшившие качество звучания инструментов. Так же, в основном своими силами, были воссозданы ударные инструменты: трещотка, барабанка, кокошник, хлопушки и многие другие.
Каждый музыкант, струнник или баянист, должен был овладеть двумя-тремя духовыми и ударными народными инструментами, а некоторые еще и областными гармониками, звончатыми гуслями, берестой.
Появились и свои уникальные солисты на жалейках, брелке, рожке, свирели. Это С. Бутушин, К. Буянов, С. Мишин, А. Астахов, Е. Латынина, И. Пронина, И. Буянова, А. Савельев. Требовался самобытный репертуар.
По началу мало кто из композиторов соглашался сотрудничать с таким необычным коллективом. Однако те, кто рискнул, вскоре же были вознаграждены. Как красочно неповторимо звучит, например, полифонический хор жалеек в “Тимоне” обработанный В. Попоновым, одним из первых авторов, смело включившихся в творческие поиски для этого коллектива.
Вскоре к экспериментам, иначе творческую работу в “Русских узорах” и не назовешь, подключились Ю. Шишаков, А. Курченко, М. Вахутинский, Е. Дербенко, Е. Кузнецов, А. Широков и др.
Но руководитель снова в поиске. Он приглашает на работу в оркестр хормейстера М. Ломакову и вместе с ней учит музыкантов народной манере пения, в арсенале оркестра появляются новые формы народного творчества: вокально-инструментальные и даже хореографические. В разное время с оркестром работали: В Алексеев, В.Конахов, Л Антипова, В.Фирсов.
Конечно, все произошло не так быстро и просто, каждая новая партитура для Владимира Александровича это еще не готовое произведение, которое бери, учи и играй на публике. Для него это лишь материал, основа, над которой затем долго и кропотливо возводится здание концертного номера. Оркестр всегда в пути, всегда в поиске. “Успешные творческие десятилетия выдвинули оркестр в число наиболее самобытных, наиболее оригинальных ансамблей народных инструментов” – так писал журнал “Музыкальная жизнь” /№6 1991 г./.
В канун серебряного юбилея оркестра за большие заслуги в развитии народного искусства и на основании ходатайства Администрации московской области ему присвоено высокое звание – “Академический”.
Русские узоры” – постоянный партнер ВАО “Интурист”, а также других зарубежных и отечественных туристических компаний по обслуживанию иностранных гостей. Репертуар и исполнительское мастерство музыкантов оркестра и вокалистов, выступающих с ним, вызывают исключительное восхищение у иностранных туристов, посещающих Россию. За прошедшие сорок лет оркестр успешно выступал в ведущих концертных залах Москвы, Санкт-Петербурга, Киева, Минска, Ташкента, Баку, Тбилиси и мн.др. Он часто выступал на радио и по телевидению.
Восторженно рукоплескали оркестру “Русские узоры” благодарные зрители в Анголе, Афганистане, Болгарии, Венгрии, Германии, Испании, Италии, Йемене, Ливии, Марокко, Мозамбике, Монголии, Словакии, Турции, Польше, Чехии, Греции. Оркестр провел свыше 5000 различных выступлений в том числе более 500 благотворительных и шефских концертов для школ-интернатов, домов престарелых и ветеранов войны и труда, а также для воинов Российской армии. Оркестром под руководством В. Зозули было записано большое количество фондовых записей грампластинок, компакт дисков, как инструментальной музыки, так и сольных программ с Т. Филимоновой, Л. Рюминой, Е. Шавриной, А. Эйзеным, В. Трошиным, А. Никольским. В. А. Зозуля подготовил и выпустил целый ряд программ в различные годы: “Любовь моя, Россия”, “Подмосковье – колыбель моя”, постановка оперетты Милютина “Девичий переполох”, концертные программы “В семье единой”, “Мы армия народы” и мн.др. В 2006 году Зозуля В.А. и коллектив были внесены в энциклопедию “Лучшие люди России”.
Оркестр принимает участие в работе абонемента “Российские музыкальные инструменты оживают в руках музыканта” и “Мастер и музыкальный инструмент”, которые ведут “Центр музыкально-просветительской деятельности и народных инструментов салона “Аккорд”(президент С.Л. Сперанский) и “Российская ассоциация мастеров музыкальных инструментов”(президент А.К. Гинзбург). Этот абонемент проводится в Государственном музее истории музыкальной культуры им. Глинки. С 2005 года Государственный Академический оркестр солистов “Русские узоры” работал при ГУК МО “Московский областной Дом искусств “Кузьминки”. Но главной своей задачей оркестр считает концертную деятельность в Москве и Московской области, не смотря на то, что нет такого уголка, где бы не выступал этот известный и популярный в регионе коллектив. С 2012 года оркестр "Русские узоры" вошел в состав возрожденной Московской областной филармонии.

Добро пожаловать на концерты оркестра «Русские узоры»!