История создания Государственного академического оркестра солистов «Русские узоры»

Оркестр «Русские узоры» - это высокопрофессиональный камерный оркестр, имеющий свое творческое лицо, а потому являющийся одним из интереснейших оркестров русских народных инструментов в России.

 

Он был создан 1 ноября 1970 г. при Московской областной филармонии. Основателем и художественным руководителем стал народный артист России Владимир Александрович Зозуля.

  Народный артист России Владимир Зозуля


 Основатель и бессменный дирижер и художественный руководитель оркестра в течение 45 лет.                                            

 

Вначале это был довольно традиционный по составу и творческому направлению коллектив. Домры, балалайки и баяны дополнялись флейтами, гобоем и трубой. Прошло немного времени. Небольшой оркестр стал звучать достаточно красочно и стройно.

Ему по плечу оказался самый разнообразный репертуар: от народной музыки до классической и современной. С ним охотно стали выступать многие известные вокалисты. Коллектив начал свою концертно-гастрольную деятельность. Его творческая репутация была высокой.

 

Оркестр получил ряд престижных наград:

В 1972 году на фестивале искусств в г. Галле (Германия), оркестр получил Большую золотую медаль.

В 1973 году ему присужден диплом лауреата Всесоюзного фестиваля молодежи.

В 1974 — присвоено звание Лауреата премии комсомола Подмосковья.

 

   

  

      Первая афиша оркестра "Русские узоры"к         концертной программе "Пусть всегда будет солнце".        

    Первое выступление состоялось 4 декабря 1970  года в  г. Волоколамск

Однако, В. А. Зозуля, неугомонный, беспокойный и ищущий человек, хотел сказать своё оригинальное слово, искал вместе с коллективом свой оригинальный путь.

 

В.А. Зозуля: « ...ставя задачу создания коллектива в начале работы, я понимал одно — что в Москве создать коллектив, который мог бы соперничать или полноценно работать на фоне больших, уже зарекомендовавших себя профессиональных коллективов (Оркестр Всесоюзного радио и телевидения, Национальный Государственный Академический оркестр им. Осипова) — конечно, это была бы утопическая задача.

Поэтому я понимал, что я должен сделать что-то интересное и новое, чтобы коллектив мог спокойно работать и успешно выступать, а самое главное — внёс бы какую-то определенную свою лепту в развитие и становление оркестра русских народных инструментов».

Первый ряд (справа на лево):

Константин Буянов, Анатолий Астахов, Александр Калугин, Сергей Мишин, Сергей Храпунов, Николай Галкин.

Фото 1975 год.

                         

Коллектив нашел свое творческое направление, развивая не только оркестровое, но и сольное исполнительство на народных духовых и ударных инструментах, путём введения новых красок в звучание традиционного оркестра народных инструментов, поиск истинно "русского", аутентичного оркестрового звучания, за счет замены тембров инструментов симфонического оркестра (флейта, гобой) на тембры старинных духовых (свирели, брёлки, рожки).

 

Спору нет, инструменты симфонического оркестра значительно обогащают технические и художественные возможности народного оркестра, облагораживают его звучание. Но недаром многие в те годы сходились на том, что если в любительстве некая эклектика инструментального состава и даже репертуара допустима, то профессиональные коллективы народного плана должны занимать более четкие и национально-определенные творческие позиции.

 

В.А. Зозуля реконструировал состав оркестра в сторону подлинной народности.

 

Артисты оркестра "Русские узоры",  первыми освоившие старинные духовые инструменты (справа на лево): Сергей Мишин, Валерий Сочейкин, Александр Ходотович, Анатолий Астахов, Николай Галкин, Михаил Литвинов.

    
  

 

С невероятными трудностями В.А. Зозуля и музыканты оркестра раздобыли уникальные жалейки, свирели, рожки, разнообразные ударные инструменты (ложки, трещотки, рубель, кокошник, хлопушки и др.) Но это полдела: нужно было научиться играть на них, подстраивать и ремонтировать.

 

Огромную помощь В. А. Зозуле оказал М. Б. Вахутинский, который являлся уникальным музыкантом, аранжировщиком и композитором, и, самое главное, человеком, владеющим старинными духовыми инструментами. М. Б. Вахутинский внёс очень много нового с точки зрения техники освоения, применения этих инструментов, а так же репертуара для этих инструментов.

 

Марк Борисович Вахутинский

        

А. Широков "Пастухи играют"

пьеса написана для ансамбля жалеек, брёлок и жалеечной волынки.

                                        

       

 

Вот тогда, руками музыкантов А. Астахова и С. Бутушина в середине 70-х годов был изготовлен ряд оркестровых разновидностей жалеек: от пикколо до контрабасовых, в конструкцию которых был внесен ряд конструктивных усовершенствований, значительно улучшивших качество и стабильность звучания инструментов. Тогда же была воссоздана уникальная русская волынка - инструмент, который тогда можно было встретить только в музее.

 

Так же, в основном своими силами, были изготовлены ударные инструменты: трещотка, барабанка, рубель, кокошник (сторожевая колотушка), хлопушка и другие.